Три удара по карману украинца

Зaкрыть
Oтпрaвить

 

 

Прoшeдшaя нeдeля дaлa укрaинцaм три свeжиx пoвoдa убeдиться, чтo государство не забывает похозяйничать в карманах своих граждан. Причем совершенно не для того, чтобы в этих карманах стало больше денег.


Сергей Тарута

Отмена госрегулирования цен на продукты, информируют Экономические Известия.

Первый удар по кошелькам — отмена с 1 июля госрегулирования цен на ряд «социальных» продуктов. Правительство поспешило заявить, что побеспокоилось о снижении давления на бизнес и уменьшило вмешательство в рыночные процессы ценообразования. Казалось бы, можно лишь приветствовать такой шаг. Но у медали есть и обратная сторона – эти продукты неизбежно подорожают по всей цепи производства-розничной торговли. Или попросту исчезнут из ассортимента как низкорентабельные. Фуд-индустрия и ритейл не оставят альтернативы малообеспеченным украинцам, заставляя их тратить последние гроши на более дорогую еду.

Об этом в правительстве предпочитают не говорить. Хотя и признают, что 80% украинских пенсионеров находятся за чертой бедности. Эти оценки подтверждают и в Организации Объединенных Наций. По данным ООН, за чертой бедности проживает более 60% украинцев. А черта эта, по общепринятым международным нормам, составляет $5 в день на питание, коммуналку, проезд. Т.е. $150 в месяц на человека. Нынешний нищенский официальный прожиточный минимум примерно в $65 выглядит на фоне международного стандарта в $150 как издевательство.

Что же делать? У отраслевых экспертов есть промежуточные варианты решения проблемы: поддержка производителей через льготы, субсидирование населения. Но эти полумеры не устраняют главное препятствие — бедность населения. Бороться необходимо именно с ней. Сегодня у власти нет внятной стратегии преодоления бедности. Просто-напросто потому, что победить бедность можно лишь через ускоренный экономический рост. А 2-3% роста ВВП, о которых заявляют в правительстве как об экономическом чуде — это всего лишь отложенная катастрофа.

Чтобы вырваться из нищеты, Украина должна в ближайшие 12-15 лет ежегодно наращивать ВВП не менее чем на 7-10%. Нам необходимы новые драйверы экономики, новое экономическое мышление. Необходима новая стратегия развития. Она изложена в Доктрине сбалансированного развития «Украина-2030». Этот стратегический документ разработан экономистами, учеными, бизнесменами-практиками. Доктрина показывает научно обоснованные пути развития экономики, которая к 2030 г. может достичь уровня ВВП $710-750 млрд с нынешних менее $ 100 млрд. По моему мнению, Доктрина заслуживает того, чтобы стать Законом, соизмеримым по влиянию с новой, народной Конституцией Украины.

Рост «тени»

Второй удар государства по кошелькам граждан – рост теневой экономики. В конце июня авторитетная международная Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) опубликовала итоги исследования и прогноз развития глобальной теневой экономики. Объем теневой экономики Украины за 2016 г. составил 45,96% ВВП страны. Для сравнения: в 2011 году этот показатель оценивался в 45,16%, а прогноз АССА на 2017 год – 46,12%. Международные эксперты не видят перспектив снижения уровня теневой экономики в Украине. На 2025 г. они дают оценку украинской «тени» в 45,98% ВВП. Основными факторами «тени» эксперты АССА называют бюрократию, низкий ВВП на душу населения и политическую нестабильность.

Отечественное Минэкономики поспешило изобразить «хорошую мину при плохой игре», и опубликовало 3 июля свой отчет, по которому «тень» в 2016 г. составила 34% от официального ВВП, что на 6 п.п. меньше показателя 2015 г. Впрочем, по сравнению с 2011 годом успехов в борьбе с теневой экономикой не видят даже украинские госэкономисты: официально признанный уровень тени составлял в 2011 г. все те же 34%.

Специалисты могут долго дискутировать вокруг методик оценки теневой экономики. Но суть явления от этого не изменяется. Рост «теневой» составляющей – это следствие, ответная реакция экономики и бизнеса на действия государства. Это индикатор неуспешности и экономической беспомощности власти. Причем тотальной.

Ведь «тень» — это не только удел малого бизнеса, как принято считать. Те, кто уверяет, что базис теневой экономики составляют лишь физлица-предприниматели, самозанятые в мелкой торговле и сфере услуг — ошибаются. «Теневые» отношения пронизывают всю экономику. Высокий уровень теневых экономических отношений фиксируется в сферах, традиционных для крупного и среднего бизнеса: в добывающей и перерабатывающей промышленности, на транспорте, в сфере финансов и страхования (от 43% до 30%).

Почему системный бизнес сегодня не выходит из тени? Он не доверяет государству. То есть высокий уровень теневой экономики — это еще и показатель недоверия крупного отечественного капитала к власти. Рассчитывать на то, что системный бизнес выйдет из тени при нынешней власти — бессмысленно. Это возможно лишь после полной перезагрузки системы госуправления и прихода на госслужбу компетентных и порядочных патриотов Украины.

Одно из трагичных следствий тенизации экономики – проблемы с финансированием обороны, с которыми Украина столкнулась начиная с 2014 г. Чтобы побеждать в современной войне — нужна сильная официальная экономика, нужен военный бюджет, размеры которого позволяют решать все задачи обороны государства без критического ущерба для других сфер экономики.

В НБУ признают, что стимулируют теневую экономику в том числе и нынешние 300 млрд. грн. наличности, находящиеся вне банков. Но вряд ли внедрение проекта Cashless даст ощутимый результат. Для этого необходимо устранять причины развития «тени».

Некоторые украинские эксперты от экономики утверждают, что теневая экономика является чуть ли не благом, подушкой безопасности, которая позволяет бизнесу и гражданам подстраховаться, пережить смутные времена и обострение фискальных аппетитов государства. В этом, возможно, и есть доля истины. Но при ускорении экономики эта подушка безопасности превращается в тяжеленную гирю, сковывающую рост ВВП. Поэтому, на старте экономических реформ необходимо создать новые правила игры, при которых бизнесу будет невыгодно прятать свои экономические отношения в «тени». Следование этим правилам, кстати, позволит решить и проблему дефицита Пенсионного фонда. А значит – даст надежду гражданам Украины на обеспеченную старость в благополучной и процветающей Украине.

Рост безработицы

Еще одним ударом власти по карману украинца стал рост безработицы. Госстат опубликовал в конце июня удручающие официальные данные по уровню безработицы в Украине. Показатели І кв. 2017 г. — 10,1% безработных среди экономически активного населения в возрасте 15-70 лет. За последние пять лет хуже было лишь в трагичном IV кв. 2014 г. — 10,6%. Наилучшие показатели зафиксированы в III кв. 2013 г. — 6,3%.

Конечно, статистика может дать более красивую «картинку», просто-напросто уменьшив общее количество трудоспособного населения. И это вполне возможно в ближайшем будущем. Сегодня 80% украинских студентов хотят уехать из страны. Страны-соседи стремительно облегчают трудоустройство украинским рабочим. Счет украинцев, выехавших на заработки в Европу и Россию, идет уже на миллионы.

Но статистикой госбюджет не наполнить. Что означает такая опасная динамика роста безработицы? Что инерция экстенсивного роста экономики исчерпана. Что ставка на традиционную сырьевую компоненту бесперспективна. Что необходимо от торговли сырьем переходить на экономику знаний.

Все эти очень непростые вопросы требуют немедленных и выверенных ответов. У меня и моих единомышленников они уже есть.

Сергей Тарута, народный депутат,

автор идеи   Доктрины сбалансированного развития «Украина-2030»