Анна Тжечиньска: «Польша не собирается вступать в еврозону»

Зaкрыть
Oтпрaвить

 

 

Вицe-прeзидeнт Нaциoнaльнoгo Бaнкa Пoльши Aннa Тжeчиньскa рaсскaзaлa «і» o зaдaчax и успexax пoльскoгo цeнтрaльнoгo банка.

В Польше за последних 2,5 года поменялось все руководство страны. Как изменилась экономическая политика?

В Польше сейчас наблюдается стабильный экономический рост. На данный момент наш рост ВВП является самым большим среди восточных стран ЕС. И правительство Польши собирается еще больше увеличить темп роста за счет структурных реформ. В макроэкономической ситуации, где доминируют дефляция и низкие процентные ставки, важно согласовывать бюджетно-налоговую политику с денежно-кредитной.   Центробанк сделал все,   зависящее от него, следующий шаг за правительством.

Часто ли в Польше бывают крахи коммерческих банков?

В нашей стране много лет почти не было крахов коммерческих банков. Лишь в 2001 г. «лопнул» один из небольших банков и в 2015 г. произошел крах крупного кооперативного SK Bank.

А причина?

Причина банальна — слишком высокий процент невыплат по своим обязательствам. И после длительного расследования, PFSA (Комиссия по финансовому надзору), приняла решение закрыть данный банк, но на стабильность системы это не повлияло.

За счет чего, Польше удалось достичь стабильности национальной банковской системы?

За счет правильного регулирования и надзора над банковским сектором, которое осуществляет PFSA, неподконтрольный Нацбанку (PFSA – это Польский финансовый регулирующий орган, в обязанности которого входит контроль за банковской, страховой деятельностью и работой рынка капитала).

Это единственный орган, отвечающий за банковский надзор?

Нет. В Польше есть сильная институциональная сеть безопасности, состоящая из 4 основных элементов: Министерства финансов, НБП, Фонда по гарантированию банковских вкладов и PFSA. Польша безболезненно пережила кризис 2007 г. за счет того, что у нас существует сильная система финансовой и макроэкономической стабильности. В 2015 г. создано спецучреждение, отвечающее за макроэкономическую стабильность, которое, в т.ч. следит за устранением экономических рисков.

Что за учреждение?

Это Комитет финансовой стабильности. Он несет ответственность за формирование макропруденциальной политики и координирование действий в рамках кризисного управления. Его основной задачей является идентификация, оценка и мониторинг системного риска, который возникает в финансовой системе или ее окружении. Вторая ключевая задача — это инициирование действий, направленных на ограничение выявленных угроз для финансовой стабильности.

Какова роль НБП в формировании экономической политики в Польше?

Главный приоритет Нацбанка — стабильность уровня цен. Делается это за счет того, что Совет по денежно-кредитной политике НБП устанавливает учетную ставку. С помощью операционных инструментов НБП контролирует достижение краткосрочной процентной ставкой установленного уровня учетной ставки. Также, несколько лет назад, в Польше принята политика прямого инфляционного таргетирования.

Помимо этого, для НБП важна коммуникация между ним и другими субъектами, так как банк публикует прогноз по уровню инфляции в экономике. Еще одна важная цель для НБП — финансовая стабильность. Банк контролирует стоимость национальной валюты и с помощью высокого уровня собственных золотовалютных резервов может влиять на курс злотого.

Бывают ли разногласия между руководством НБП и правительством при проведении экономической политики? Как их разрешают?

Я пришла на работу в польский Нацбанк в 1983 г. Конфликты между руководством НБП и правительством были, но случались нечасто.

Сегодня работать в НБП довольно скучно, потому что конфликтов не возникает. Все учреждения в Польше являются полностью независимыми, но их объединяет общая цель — способствовать экономическому росту и финансовой стабильности в стране. Мы часто встречаемся и обсуждаем различные мнения касательно денежно-кредитной политики в Польше и Центральный банк, в свою очередь, может также вносить предложения правительству по поводу регулирования. Таким образом, правительство может слышать мнение НБП. Но самое главное в этом процессе — говорить и обсуждать.

То есть, сейчас между польским правительством и НБП абсолютное взаимопонимание?

На моем уровне ответственности конфликтов нет. Также по моим наблюдениям, сейчас существует хорошее сотрудничество между НБП и Министерством финансов. Конечно, были случаи, когда министр финансов высказывал свое критическое мнение касательно уровня процентных ставок в Польше. Также, и глава НБП мог критиковать уровень бюджетного дефицита. Но теперь разногласия отсутствуют, потому что все мы находимся в «одной лодке».

А какие конфликты были раньше?

Например, в 1980-90-х гг. Министерство финансов хотело, чтобы Нацбанк финансировал дефицит бюджета. Это происходило за счет того, что НБП выкупал долговые обязательства Министерства финансов. В конце 1990-х гг. это было запрещено и общая практика во многих странах мира такова, что национальные банки не имеют права финансировать бюджетный дефицит государства.

На данный момент в Польше существует Комитет по управлению государственным долгом. Он входит в сферу моей ответственности. Также мы остаемся финансовым посредником Министерства финансов Польши: ведем его счета, организовываем аукцион тех краткосрочных и долгосрочных обязательств, которые им выпускаются.

Какова структура банковской системы в Польше?

У нас работают коммерческие и кооперативные банки. Последние очень маленькие, поэтому в основном выдают кредиты местному населению и местным органам власти.

Коммерческие банков — довольно крупные учреждения. И в зависимости от размера капитала банков, они могут выдавать разные суммы кредитов. Сейчас в Польше наблюдается процесс консолидации. Это означает, что банков будет становиться меньше, а уровень их собственного капитала станет выше, нежели сегодня, за счет чего они смогут выдавать большее количество кредитов.

В Польше существует государственный банк BGK, который ответственен за выдачу кредитов на госпрограммы и поддержку различных секторов экономики. Также он может предоставлять кредиты другим коммерческим банкам.

А какова доля банков с иностранным капиталом в Польше? Есть ли какие-то ограничения на этот счет?

Ограничений нет. В начале 1990-х гг. в Польше было мало капитала, поэтому иностранные инвесторы вкладывали свой капитал, создавая банки. И в 1990-х гг. доля иностранных банков в польской экономике была на уровне 60-70%. Сейчас она снизилась до 50%. И ожидается, что будет дальнейшее падение за счет консолидации банков.

Тем не менее, присутствие иностранных банков рассматривается как позитив, ибо они приносят технологии, новые управленческие методики, стандарты и, опять же, капитал. Постепенно все это приводит к тому, что стирается разница между внутренними банками в Польше и иностранными.

И все же, в Польше время от времени подымают вопрос о «полонизации» банковского сектора

Действительно, такая дискуссия ведется. Но это естественный процесс. Если в Польше есть достаточное количество национального капитала — почему бы и нет? Ведь, за счет полонизации можно достичь большей независимости от иностранного капитала. Все видели примеры Италии, Греции, где, в т.ч. из-за доминирования банков с иностранным капиталом, наблюдались определенные проблемы. Но мы придерживаемся позиции, что надо быть гибким в формировании нашей денежно-кредитной политики и, в частности, в регулировании. Польша — открытая экономика. Сейчас нет границ, проходят процессы глобализации и либерализации.

А как насчет зоны евро? Это еще интересно Польше?

На данный момент у Польши нет официального намерения вступать в еврозону. Наш злотый является свободно конвертируемой валютой. Его стоимость базируется на мощном фундаменте польской экономики и стабильности финансовых рынков.

То есть, злотый в приоритете?

Вопрос вступления в зону евро не обсуждается и не стоит на повестке дня. Но мы постоянно мониторим ситуацию в еврозоне. И, если будет приниматься решение о вступлении Польши в еврозону, то это станет, преимущественно, политическим решением. Понятно, что для этого надо будет соблюсти все критерии для вступления в еврозону. И только после принятия решения о движении в сторону еврозоны, будут начинаться дискуссии.

Как полагаете, современный украинский финансовый рынок, напоминает польский?

Сегодня невозможно сравнивать финансовые рынки Польши и Украины. Польский финансовый рынок сформировался еще в 1990-е гг., а Украине только предстоит создавать такой рынок, что становится все сложнее.

Почему сложнее?

В условиях глобализации рынков, их взаимопроникновения любая негативная новость на финансовых рынках может быстро переходить и на внутренний рынок, тем самым подрывая его устойчивость. Но, думаю, Украина знает, какие шаги следует предпринимать на данном этапе. И я вижу немало важных изменений в украинских экономических показателях.

Правильно ли я поняла, что украинский финансовый рынок не вышел даже на уровень польского в 1990-е гг.?

В Украине все еще не наблюдается полной либерализации. Кроме того, надо учитывать процентную ставку, уровень инфляции и темп роста ВВП в экономике. Данные показатели являются ключевыми для инвесторов, принимающих решение об инвестировании на украинском рынке. К тому же, Украина еще в процессе оздоровления банковского сектора. Поэтому, сравнивать наши рынки тяжело. Ваша страна пока находится в процессе реформирования. Мы прошли этот этап еще в 1990-е гг.

А что надо сделать с украинским финансовым рынком, чтобы он стал больше напоминать польский?

Я хорошо понимаю ситуацию Вашей страны и проблемы, с которыми сталкиваетесь, так как работала в НБП в период трансформации. Мой главный совет — быть более активными в своих действиях. Украина сама знает свои уязвимые места. К тому же, каждая страна имеет свою специфику: это культура и традиции, которые тоже надо учитывать при формировании политики. Будьте активными, у вас есть поддержка иностранных государств и большой экономический потенциал.