Бюджетная резолюция экономического пессимизма

Зaкрыть
Oтпрaвить

 

 

Министр финaнсoв Aлeксaндр Дaнилюк пoкaзывaeт примeр рeaльнoй зaбoты о занятости народных депутатов: 14 июня правительство одобрило разработанные Минфином Основные направления бюджетной политики на 2018-2020 гг. (бюджетную резолюцию).


Андрей Николаенко

Как заверил премьер-министр, Кабмин в ближайшее время передаст бюджетную резолюцию на рассмотрение в парламент. А значит, у депутатов в оставшиеся им до летних каникул 8 пленарных дней появится время включиться в бюджетный процесс, и есть вероятность, что следующий Госбюджет примут не в ночь перед новогодними праздниками. Впрочем, правительству действительно следовало поторопиться, так как в соответствии со свежими изменениями в Бюджетный кодекс, Кабмин должен передать эту бюджетную резолюцию в ВР не позже 15 июня, информируют Экономические Известия.

В чем я вижу несомненный позитив документа для бизнеса? Действительно, впервые правительство пытается взглянуть в будущее через призму цифр среднесрочного планирования. И предприниматели получают пусть и прогнозную, но все же более-менее оцифрованную модель поведения государства по отношению к налогоплательщикам. Хотя точность и достоверность этих прогнозов бизнесу все равно придется проверять по планам/фактам следующих Госбюджетов.

Правительство маркировало свой экономический сценарий как консервативный. Я бы сказал точнее – это сценарий глубокого экономического пессимизма для Украины. Ежегодный рост ВВП заложен на уровне 3-4% при инфляции в 5-7%. К 2020 г. ВВП прогнозируется на уровне 3,98 трлн грн. Даже если пересчитать этот показатель по мегаоптимистичному (с учетом предстоящих огромных выплат по внешним кредитам) курсу 27,2 грн./$, получится чуть больше $146 млрд. Это означает, что уровень ВВП довоенного 2013 г. (1,46 трлн. Грн., $183 млрд в валютном эквиваленте по 8 грн./$) по-прежнему недостижим.

То есть, правительство не видит перспектив инновационного развития Украины. Или, как минимум, стесняется о них говорить публично. Может быть, оттого, что понимает — при таком сценарии вся экономика в ближайшие три года будет работать на обслуживание госдолга? Его действительно собираются снизить к 2020 г. с 66,8% до 55% от ВВП, а дефицит бюджета — с 3% до 2% от ВВП. Кабмин даже пообещал к бюджетной резолюции разработать новые отдельные документы — стратегию управления госдолгом и отчет о фискальных рисках.

На стратегию очень хочется посмотреть, а вот насчет рисков сразу могу предположить — будут расти. Потому что бизнесу как основному налогоплательщику снова ничего конкретного не предложили: раздел «Налоговая политика» в презентации проекта бюджетной резолюции вообще не содержит никаких цифр. Одни лозунги, даже без хронологии. В том числе и без конкретики по «демилитаризации» ГФС и создании Службы финансовых расследований. Может, Минфину уже просто неинтересна эта тема в свете возможного переподчинения фискального ведомства напрямую Кабмину? Объективности ради отмечу, что в презентации резолюции есть еще один раздел без конкретных цифровых KPI — это «Стратегические задачи правительства».

Не добавляют оптимизма и ожидания Минфина от приватизации. В бюджетной резолюции снова указана уже ставшая сакраментальной цифра поступлений по 17,1 млрд грн. на 2018 и 2019 гг. На прошлый и нынешний годы тоже предполагали такой объем поступлений. Но за 2016 г. план приватизации был выполнен чуть больше чем на 1% (188,9 млн. грн.). Цифра в 17,1 млрд. грн. — это черный юмор разработчиков бюджетной резолюции? Или намек бизнесу, что маски-шоу будут продолжаться, потому что при 1%-м выполнении плана приватизации бюджету «очень деньги будут нужны»? Или это еще один намек — что все будет распродано до выборов президента? Потому что план приватизации на 2020 г. — всего 0,5 млрд грн.

Не видят в правительстве и перспектив экономического роста через модернизацию дорожной инфраструктуры. Новые дороги когда-то вывели из Великой депрессии Америку. Но, видимо, не выведут Украину. Поступления в Дорожный фонд на 2018-2020 гг. запланированы в объеме 154 млрд грн. Сумма вроде бы и немалая. Но! В Украине 170 тыс. км автодорог. Из них 49,2 тыс. км — это дороги государственного значения. По оценкам Укравтодора, строительство 1 км автодороги 1-й категории стоит 70-100 млн. грн., капремонт — 20-30 млн грн. Несложно подсчитать, что за три года на 154 млрд. грн. в лучшем случае смогут отремонтировать несколько тысяч километров украинского бездорожья. Поэтому хилая автодорожная индустрия не вытянет за собой рынок стройматериалов, а бизнесу снова придется рассчитывать логистику, оглядываясь на непомерные тарифы ж/д перевозок и ухабы автодорог.

Считаю недооцененной стратегическую важность увеличения государственного оборонного заказа (ГОЗ). Об обороне в нынешних информационных материалах сказано скупо. 5% ВВП на оборону — это немало. Но ГОЗ — это в лучшем случае десятая часть от оборонного бюджета. Средств ГОЗ недостаточно для полноценных НИОКР и серийного производства перспективных украинских образцов вооружения — для нужд армии и на экспорт. Модернизация (даже глубокая) советского военного «железа», конечно, решает тактические задачи обороноспособности. Но точно не дает шансов украинскому ОПК, включая и частный бизнес, стать драйвером экономического роста в будущем. А этот шанс нельзя упустить.

Я не буду сейчас углубляться в анализ представленных в бюджетной резолюции реперов земельной, пенсионной и медицинской реформ. Но как работодатель, как бизнесмен считаю важным обратить внимание на необходимость качественного реформирования системы высшего образования. Потому что бизнес, прежде всего — производственный, уже сейчас испытывает острейший диссонанс от того, как система высшего образования готовит кадры для промышленности. Украине уже сейчас не хватает молодых инженеров. Те, кто все-таки приходит на производство, чаще всего не готовы к работе. А многие выпускники вообще не рассматривают Украину как рынок труда. Невнимание правительства к системе образования может привести к катастрофическим последствиям: Украина потеряет свой самый ценный ресурс — человеческий капитал. После чего все остальные экономические выкладки вообще станут бессмысленными.

Автор:   Андрей Николаенко, координатор Украинской Бизнес Инициативы