ПАО или ЧАО?
Зaкрыть
Oтпрaвить
Нoвый прaвoвoй рeжим для aкциoнeрныx oбщeств сущeствeннo измeнит aрxитeктуру фoндoвoгo рынкa и будeт способствовать привлечению капитала в украинскую экономику.
Вскоре Верховная Рада рассмотрит во втором чтении проект закона об упрощении ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг (№5592-д). Принятие документа должно решить проблему тягостного «публичного» статуса для акционерных обществ АО. Им предоставят право самим выбирать — быть или не быть публичными. Изменения коснутся почти 15 тыс. компаний. Принятие данного закона — выполнение положений Соглашения об ассоциации с Евросоюзом (ЕС), информируют Экономические Известия.
В Украине существование множества ПАО обусловлено не тем, что компании делали публичное предложение акций, а потому что «публичный» статус для многих АО стал «наследием» процессов массовой приватизации — такие требования прописаны в специальном законодательстве. Например, банки не могут на данный момент существовать в форме частного акционерного общества (ЧАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).
АО в которых было более ста акционеров, законодательство требовало применять именно форму ПАО (до ликвидации количества акционеров ЧАО). Также многим ЧАО очень трудно выполнять условия, которые предъявляются к публичным компаниям относительно включения акций в биржевые реестры, особенно относительно минимальной доли акций в свободном обороте и минимального количества акционеров.
Кроме того, назначение независимых директоров также является проблемным вопросом для таких ПАО, особенно, если у них только один акционер, который хочет оставить контроль за АО в пределах своей семьи, или если этот акционер — государство.
Однако, с 1 января 2018 года такой устаревший подход может быть заменен на другой, используемый в мировой практике.
В ходе круглого стола «Публичность акционерных обществ: новое содержание, новые перспективы», который на днях прошел в Киеве, его участники пришли к выводу, что только смена парадигмы, в вопросе публичности АО, от определения по форме к определению по сути, и ориентация на открытость, позволят украинским компаниям привлекать дешевый ресурс в качестве акционерного капитала.
По словам члена финансового комитета Рады Павла Ризаненко, действующая концепция распределения АО на публичные и частные давно устарела. «Только после того как, по результатам приватизации, состоялась консолидация пакетов акций обществ, все поняли, что компании стали публичными не потому, что стремились открыто привлекать капитал через фондовый рынок, а совершенно случайно. В результате мы получили тысячи открытых акционерных обществ (ОАО), из которых единицы были реальными публичными компаниями, и которые рассматривали публичность как средство привлечения капитала», — отметил парламентарий.
Одна из частей законопроекта — урегулирование данного вопроса. «Кто-то скажет, что это — геноцид. Что такие компании автоматически станут частными обществами, а не публичными. Однако сконцентрируемся на сути, а не форме. Можно что угодно назвать ПАО, но если мажоритарный акционер или собственник не видит компанию публичной, не собирается поднимать капитал через публичные предложения своих акций, не хочет раскрывать информацию, то существование таких инструментов только создает риски для неосведомленных участников рынка. Поэтому идея в том, чтоб публичными компаниями остались исключительно реальные публичные компании», — заключил он.
«С принятием закона, критерием разделения на публичные и частные будет наличие или отсутствие публичного предложения ценных бумаг, то есть IPO. При доработке документа ко второму чтению мы пытались снять все вопросы относительно различных вариантов толкования этого понятия и нам это удалось», — заявил директор департамента стратегии развития рынков капитала НКЦБФР Максим Либанов.
По его словам, тот факт, что до недавнего времени акционерные общества делились на публичные и частные по количеству акционеров — «абсолютная глупость». «Все мы столкнулись с ситуацией, когда было 99 акционеров, один умирает, есть наследники, становится 101. В итоге нарушается законодательство, потому что в нем больше ста акционеров. Поэтому, с одной стороны, мы пытаемся самим АО избрать форму, с другой — с помощью критериев разделения заложить позицию о наличии или отсутствии публичного предложения ценных бумаг», — резюмировал он.
По словам директора по управлению Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), экс-члена НКЦБФП Оляны Гордиенко, документ многим представляется как условие для перезапуска украинского фондового рынка. «Законопроектом честно признается проблема — существование в Украине большого количества публичных компаний, которые не являются такими по своей сути. И им же предлагается выход — шанс начать все с начала, но уже по правилам, действующим на развитых рынках», — отметила она.
Так, законопроект №5592-д предусматривает автоматический переход всех ПАО, которые не могут или не заинтересованы выполнять высокие требования к публичным компаниям, на правовой режим существования частных обществ без изменения типа общества. Это приведет к уменьшению административного давления на бизнес, который не заинтересован в излишней открытости, однако вынужден был выполнять все требования к публичным компаниям.
Так, с 1 января 2018 г. любое существующее на эту дату ПАО, акции которого не включены в биржевой реестр и которое не сделало заявку о том, что оно осуществляло публичное предложение, автоматически переходит в правовой режим деятельности ЧАО без необходимости срочно созывать общие собрания акционеров для принятия решения об изменении типа общества. Однако статут придется изменить по истечению двух лет с дня вступления в силу закона или ранее, если такое АО примет решение об изменении размера уставного капитала, получения новых лицензий и т.д.
«Украина должна определиться с новым правовым режимом публичных и частных компаний. И это должно произойти не только на уровне новелл в законодательстве. Очень важно, чтоб было четкое и надлежащее правоприменение новых норм, которые введет законопроект. Участники рынка должны быть уверены, что все играют по одинаковым правилам игры», — отметила старший юрист Проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Татьяна Грищенко.
По ее словам, изменения архитектуры рынка, которые вводятся законопроектом №5592-д, положительно оцениваются международными экспертами. «Законопроект помогает Украине четко определиться с требованиями и стандартами, которые должны применяться к публичным компаниям. Таким компаниям должен быть открыт доступ к привлечению акционерного капитала от неквалифицированных инвесторов, то есть «обычных» физических и юридических лиц. Частным компаниям, которые не будут иметь желание или возможности стать действительно публичными, такой доступ будет ограничен», — добавила она.
В свою очередь корпоративный секретарь MHP SE Анастасия Соботюк обратила внимание, что компании, которые выберут себе путь открытости, через размещение акций среди широкого круга инвесторов, получат неограниченный доступ к дешевым финансовым ресурсам. «Что значит быть публичным? Это быть постоянно открытыми перед теми, кто инвестирует в компанию, в ее акции или GDR. Приносит это определенную стоимость? Однозначно да. У вас появляется доступ к большим деньгам», — добавила она.
С преимуществами публичности соглашается и коллега из агрохолдинга «Астарта» Николай Ковальский. «Публичность имеет свою цену, особенно если мы говорим о правилах ЕС. Но, оно того стоит. Преимуществ от статуса публичности больше, чем недостатков. Имея налаженные процессы сбора и подготовки информации, абсолютно не сложно раскрывать информацию четыре раза в год вместо одного. Дорого ли это? Для крупных компаний — нет», — говорит он.
По словам Ковальского, закон должен быть создан таким образом, чтоб иностранные инвесторы хотели вкладывать деньги в развитие. «Украина находится в такой нише, куда капитал пока не идет. Нам необходимо создать законодательную базу, чтобы сюда пришли деньги, и тогда в стране вещи будут меняться в лучшую сторону», — заключил он.
Для банков были заложены высокие требования к корпоративному управлению, которые останутся и после их перехода из ПАО в ЧАО. В частности, речь идет об обязанности полного раскрытия регулярной и особенной информации, выплаты дивидендов через депозитарную систему и т. д. Вместе с тем, законопроектом предлагается снять ограничения для банков существовать только в форме ПАО, что безусловно облегчит жизнь многим банкам. При этом часть требований к публичным компаниям останется актуальными и для банков.
«Поскольку к банкам присутствует значительный общественный интерес, стандарты раскрытия информации и корпоративного управления должны оставаться на том же уровне, что и для публичных компаний», — отметил директор Департамента лицензирования Национального банка Александр Бевз. По его словам, «законопроект гармонизирует банковское и акционерное законодательство, устраняя определенные противоречия , а также является первым этапом существенного реформирования регулирования корпоративного управления в банках».
«Благодаря имеющимся в тексте нормам по открытости банков, мы дадим возможность восстановить утраченное доверие к банкам и к банковской системе в целом, которую на протяжении последних лет мы потеряли. Механизмы, которые заложены в законопроекте, позволят это сделать, если банки им воспользуются», — добавил первый замглавы комитета Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Михаил Довбенко.
Эксперты уверены, что интерес к привлечению капитала на внутреннем рынке в ближайшее время будет только расти. «Компании, которые стремятся уже сегодня привлекать дешевые финансовые ресурсы, должны отвечать высоким критериям публичности — надежность и прозрачность, соблюдение лучших практик и стандартов корпоративного управления и тому подобное. Именно статус публичности общества должен стать эталоном его инвестиционной привлекательности, прежде всего, для внутреннего инвестора», — подытожил председатель НКЦБФР Тимур Хромаев.