Портовый гамбит
Зaкрыть
Oтпрaвить
Нa прoтяжeнии мaртa Oдeсский мoрскoй тoргoвый порт часто стал упоминаться в СМИ по самым разным предлогам. С одной стороны, это хорошо — значит, предприятие работает и «дышит». С другой – противоречивость поступающей информации вскрывает явно неоднозначную ситуацию, сложившуюся на территории крупнейшего порта страны.
Не так давно журналисты программы «Грошi» провели расследование и рассказали о скандальных схемах и махинациях, в частности об отданных на буксир частной компании миллионах тонн грузов, которые заходят в порт на сухогрузах и танкерах. В денежном эквиваленте – это 300 миллионов гривен в год.
А в конце прошлой недели в Одесском порту состоялся и митинг сотрудников Портофлота – отдельного структурного подразделения в составе государственного предприятия «ОМТП», которое занимается предоставлением услуг по буксировке судов.
Митингующие требовали работы, которой они лишились в связи с появлением в порту с января этого года ранее им неизвестной частной компанией «Экофлот». Частники перехватили заработок госпредприятия, также начав оказывать в акватории порта услуги по буксировке и перетянули на себя львиную долю заказов.
Весь цинизм ситуации заключается в том, что в этом митинге принял активное участие нынешний временно исполняющий обязанности директора ГП «ОМТП» Игорь Ткачук. На митинге назначенный и.о. полгода назад (что значительно превышает разрешенные законом сроки) Игорь Ткачук на голубом глазу заявил, что он якобы полностью поддерживает трудовой коллектив предприятия и выступает категорически против работы частной буксирной компании в порту. А в сложившейся ситуации И. Ткачук обвинил Администрацию морских портов Украины и конкретно руководство ее Одесского филиала, который сегодня возглавляет временно исполняющий обязанности Александр Зубик и диспетчерская служба которого якобы и привлекает «Экофлот» в Одесский порт.
В этой связи необходимо отметить, что подобные заявления Ткачука не только не соответствуют действительности, но и являютсяоткровенной ложью.
Это очевидно для специалистов отрасли, которые в курсе, что АМПУи его филиалы в принципе не могут иметь никакого отношения к выбору компании – буксировщика. Ведь услуги буксирных компаний оказываются непосредственно по заявке капитанов судов, на основании заключенных договоров — как правило, через уполномоченных морских агентов. И в таком случае диспетчерская АМПУ просто не имеет права не допустить в акваторию буксиры той или иной компании.
Более того, ключевым аспектом в вопросе обеспечения возможности той или иной компании предоставлять буксирные услуги в акватории порта является наличие у такой компании собственно буксирного флота. И тут важно отметить, что большая часть буксиров, которые сегодня эксплуатируются «Экофлотом», принадлежат не АМПУ, а госпредприятию «Одесский морской торговый порт», которым и руководит И.Ткачук. Мало того, все букисры частной компании «Экофлот» обсуживаются швартовыми бригадами госпредприятия.
В этой связи возникает резонный вопрос — на каком основании частная компания «Экофлот» использует в своей деятельности буксиры, принадлежащие «ОМТП», а также пользуется услугами швартовых бригад этого госпредприятия? Ответ очень простой – на основании договора о сотрудничестве, который 23.01.2017 г. (то есть, уже в бытность И. Ткачука и.о. директора ГП«ОМТП») был подписан между этими двумя предприятиями.
Предметом этого договора является сотрудничество, на основании которого «Экофлот» получает возможность привлекать буксирный флот ОМТП для использования в своей собственной хозяйственной деятельности. При этом указанный договор был подписан первым заместителем директора ОМТП Виктором Слободянюком, который пришел в порт вместе с Ткачуком, а ранее был его заместителем в Укрпочте (а также помощником народного депутата Геннадия Ткачука (старшего брата директора порта).
Выходит, что сначала госпредприятие «ОМТП» под руководством Ткачука подписывает договор о сотрудничестве с «Экофлотом» и предоставляет в его распоряжение все свои буксиры и швартовые бригады, а потом сам же Ткачук на митинге заявляет, что он категорически против работы «Экофлота» в порту и обвиняет в этом диспетчерскую службу АМПУ. Как можно объяснить такую нестыковку: феноменальной забывчивостью г-на Ткачука или его прямым умыслом ввести общественность в заблуждение?
При этом работа буксиров «Экофлота» действительно имеет губительный эффект для госпредприятия ОМПТ. Дело в том, что Портофлот – одно из самых рентабельных подразделений ГП «ОМТП», которое дает около 80% всей прибыли предприятия. С приходом частника, как заявляли на митинги работники порта, госпредприятие потеряло до 90% объема своей работы в этом направлении.
Таким образом, весь доход от использования буксиров порта оседает в карманах частной сторонней структуры — «Экофлоте».
Такая ситуация не могла не отразиться на экономических результатах деятельности ГП «ОМТП». Так, по предварительной информации, с приходом в порт новой команды во главе с Ткачуком И.В., доходная часть ГП «ОМТП» упала на 45%. По предварительной оценке, специалистов, рентабельность предприятия в 2017 году скоратится в два раза.
И такие показатели не удивительны в свете перевода основного бизнеса госпредприятия (буксирных услуг) на частную компанию.
При этом штат заместителей директора вместе с помощниками вырос в 6 раз. Если при прошлом руководстве было двое заместителей, то при нынешнем – 12 (заместители+помощники). Зарплата выросла в целом на 50%. Причем, у руководителя – в 3 раза.
Конечно, И.Ткачук пытается «залатать» дыры в бюджете порта, которые возникли в результате его «эффективной» работы. Например — с помощью банального повышения тарифов на услуги, предоставляемые ГП «ОМТП». При этом экономическое обоснование роста стоимости тарифов клиентам не предоставляется, что является грубым нарушением требований законодательства.
При таких показателях не вполне понятно, на что рассчитывает нынешний временный руководитель порта и как он собирается дальше держать предприятие на плаву.