Потребительское настроение россиян начинает улучшаться

  • -A
  • +A

Пoтрeбитeльскиe настроения россиян начинают постепенно улучшаться, по крайней мере, об этом свидетельствуют наблюдения GfK. Так, за январь-март текущего года индикатор, отражающий намерений российских граждан проще расставаться с деньгами, достиг 100 пунктов. Это тот самый психологически важный рубеж, отделяющий падение от роста. В ряде российских регионов индикатор настроении вышел в абсолютно положительную зону. Например, в Сибири, Москве и Санкт-Петербурге индекс превысил 100 пунктов. Урал находится ровно на рубеже настроений, а Южный федеральный округ и Дальний Восток все еще держатся в отрицательной области.

Учитывая, что сам индикатор настроений потребителей указывает на уровни оценки текущей ситуации внутри российской экономики, собственного финансового потенциала и ожиданий относительно ближайшего будущего, картина складывается вполне стабильной.

Однако грань готовности тратить для рядового россиянина все еще слишком тонка. Здесь стоит принимать во внимание, что доходы граждан падают последние двадцать шесть месяцев, и это заметным образом давит на способность россиянина расширять траты. Уровни заработных плат росли в среднем на 5% в прошлом году и на 2,5-3% в этом. Несмотря на символическую по российским мерам инфляцию около 4,3% г/г, к настоящему времени возможностей для покупок у граждан не так много.

По сути, готовность тратить – это еще не сами траты. Чуть позже с упрочением экономической составляющей и при условии отсутствия внешних и внутренних стрессов люди начнут расходовать финансовые средства менее осмотрительно. Расслабленный потребитель – двигатель современной экономики, способный простимулировать все смежные сектора. Но для этого нужны комфортные условия повседневной жизни и уверенность в финансовой устойчивости каждой семьи.
Напомню, что рост розничных продаж напрямую стимулирует экономическое оздоровление страны. Как известно, в России в 2016 году оборот розничной торговли сократился на 5,2. Падение розничных продаж напрямую связано и с изменившимся потребительским поведением россиян, ведь кризис привел к сокращению реальных располагаемых доходов населения на 6,1% за прошлый 2016 год.
___________
Анна Бодрова,
Старший аналитик,
Альпари