Рекламе не место в исторических центрах

Зaкрыть
Oтпрaвить

 

 

Aльтeрнaтивный зaкoнoпрoeкт o зaпрeтe размещения внешней рекламы на памятках архитектуры национального или местного значения и в исторических центрах городов рассмотрен в комитетах Верховной Рады. Когда я разрабатывал этот законопроект, то, в первую очередь, опирался на то, что решение данного вопроса требуется просто немедленно — дальше затягивать нельзя.


Сергей Тарута

Сама проблематика с каждым днем становится все более актуальной, ведь исторические центры городов уже просто задыхаются от количества внешней рекламы. Все это не только негативно влияет на имидж наших городов для туристов и жителей, но и создает практические сложности — например, является отвлекающим фактором для водителей и одной из причин ДТП.

После регистрации первого законопроекта №5679 авторства моих коллег, в нем были выявлены существенные недостатки, поэтому я не смог не отреагировать. Мною был разработан альтернативный законопроект, который исключает все минусы и возможные проблемные вопросы ранее предложенного законопроекта.

Учитывая политическую заангажированность рекламного рынка, я готов взять на себя ответственность за столь решительные действия. К тому же я понимаю, что в будущем наши действия обеспечат равные правила игры для всех участников рынка. И об этом важно говорить уже сейчас — законопроект моих коллег по комитету является слишком лояльным по отношению к нынешним реалиям.

Суть нашего законопроекта в том, что мы предлагаем полностью запретить размещение внешней рекламы на памятках национального и местного значения, в исторических ареалах городов, и на охраняемых археологических территориях. Также мы предлагаем увеличить финансовые санкции за размещение рекламы в вышеуказанных местах и за нарушение законодательства об охране культурного наследия. Сейчас эти финансовые санкции таковы, что для 10 наиболее крупных игроков на рекламном рынке, которые занимают половину от общего объема рынка, являются более чем лояльными. По факту им дешевле разместить рекламу и оплатить штраф, чем не нарушать законы.

К тому же, нашим законопроектом предполагается наличие переходного периода в один год, за который все временные рекламные сооружения должны быть демонтированы. Наличие такого переходного периода даст возможность избежать волны социального недовольства и решить вопрос цивилизованным методом. К тому же разработанный нами законопроект не предполагает никаких дополнительных трат из бюджета.

Важно остановиться на ключевых различиях между нашим законопроектом и законопроектом, предложенным моими коллегами. И эта разница в подходах очень важна.

В законопроекте моих коллег предполагается запрет размещения всей внешней рекламы в вышеобозначенных зонах, кроме размещения афиш культурных мероприятий. Я думаю, что такая позиция противоречит основной задаче наших законопроектов. Ведь с точки зрения жителей и туристов в наших городах, им все равно, чем завешен фасад исторического здания – афишей, или коммерческой рекламой.

Нужно понимать, что наши действия должны быть направлены на полную перезагрузку правил игры на рекламном рынке, который сейчас практически неконтролируем. И решить этот вопрос, тем самым сохранив исторические памятки в нашей стране в надлежащем виде, можно только решительными действиями и жесткими нормами.

Как пример того, насколько запущена ситуация, можно рассматривать Киев, рекламный рынок которого составляет 53% от общего по Украине. Жители столицы зарегистрировали на сайте КГГА более 50 электронных петиций с требованиями полного или частичного запрета внешней рекламы в указанных местах, однако внятной реакции киевляне так и не получили. А согласно опросам, 15% киевлян считают внешнюю рекламу фактором, отпугивающим туристов, при этом еще 40% выступают за полный или частичный запрет внешней рекламы на исторических памятках. Пока мнение этих людей игнорируется.

Очень интересно в этом вопросе обратиться к международному опыту и посмотреть, как подобный вопрос решается в других туристических столицах мира.

Так, например, в Сан-Паулу и Бергене вообще запрещено размещение внешней рекламы. В Париже, Праге, Вене, Ванкувере размещение внешней рекламы в исторических зонах ограничено и регулируется законодательством. А, например, в Тегеране вся внешняя реклама в обозначенных зонах заменена произведениями искусства.

Исходя из этого, становится очевидным, что решение этого вопроса не только повысит комфорт жителей наших городов, но и будет увеличивать туристическую привлекательность нашей страны, что, в свою очередь, сможет способствовать приближению к общемировым стандартам урбанистики.

Сергей Тарута,   народный депутат Украины