Россияне готовятся к периоду «затягивания поясов»

  • -A
  • +A


Oбъeм «свoбoдныx дeнeг» в кaрмaнax у рoссиян в сeнтябрe увеличился на 1000 рублей (+4,8%) по сравнению с августом текущего года и составил 21,9 тысячи рублей, говорится в исследовании холдинга «Ромир», которое было распространено по каналам агентства Новости.
Речь идет о средствах, которые остаются в семейном бюджете после всех первоочередных трат на покупку продуктов, оплату ЖКХ и медицинских услуг, транспорта и мобильной связи. Данный индекс показывает, какие блага может позволить себе семья сверх своих нужд: отдых, развлечения, дополнительное образование, ремонт и сбережения.

Для расчета этого индикатора, который получил название «Индекс свободных денег» (ИСД), эксперты «Ромира» используют данные Росстата, а также результаты собственных расчетов, основанных на данных потребления 40 тысяч россиян, 15 тысяч домохозяйств в 220 городах России.

Результаты последнего исследования свидетельствуют, что среднегодовой объем свободных денег в 2018 году составил 23100 рублей — максимальный показатель с 2008 года, когда состоялась первая официальная публикация ежемесячного среднегодового ИСД, который на тот момент был определен в сумме 10300 рублей. Конечно, за истекшие десять лет были взлеты и падения, но в целом тренд оставался повышательным.

Ценность индекса экспертов «Ромир» состоит в том, чтобы не просто вычесть расходы из доходов, а показать покупательную способность оставшихся денег посредством анализа возможности покупки того или иного товара, если бы семья тратила на него все свои свободные средства. В качестве такого товара был выбран популярный у всех слоев населения напиток. Таким образом, покупательная способность свободных денег россиян, измеренная двухлитровой бутылкой Coca-Cola, продемонстрировала заметное снижение.

В 2009 году на оставшиеся деньги можно было купить 207 бутылок напитка, в 2014-м уже в количестве 281 штук (тогда была зафиксирована максимальная покупательная способность свободных денег), а в 2016 году только 217 бутылок вместо 253 годом ранее. Исходя из данной статистики, можно сделать вывод, что несмотря на рекордные показатели роста объема свободных денег у россиян, покупательская способность нашего населения, по оценкам аналитиков «Ромира», существенно не изменилась.

Если, продолжая аналогию с Сoca-Cola, взять, например, в качестве индикатора вожделенную для многих на новогоднем столе бутылку игристого «Абрау-Дюрсо», то можно обнаружить что на уровень покупательской способности 2015 года мы до сих пор не вернулись. Сегодня на оставшуюся сумму в 21900 рублей можно купить примерно 68 бутылок шампанского, в то время как в, провальном по измерениям ИДС, составившим в 2015 году сумму в 15400 рублей, россиянин мог купить на целых 11 бутылок больше.

Вероятно, прежде всего сказался все же рост цен, и не только. По последним данным Росстата, реальные доходы населения РФ в сентябре 2018 года снизилось в годовом выражении (по сравнению с сентябрем 2017 года) на 1,5% после снижения на 0,9% в августе, против роста в среднем на уровне 3% в предыдущие месяцы, что практически засвидетельствовало первое сокращение реальных располагаемых доходов граждан в текущем году. Важно, что 2018 год стал первым в череде последних четырех лет, когда реальные доходы россиян начали понемногу расти, укрепив надежды многих экспертов на продолжение восходящего тренда.

Скорее всего, причины падения реальных доходов россиян следует искать в повышении инфляционного давления, растущей закредитованности, падении курса рубля, вызванного потрясениями на финансовых рынках и в банковском секторе развивающихся стран, снижением доходов от предпринимательства и от финансовых активов.

Нельзя сбрасывать со счетов и социальный аспект, проявляющийся в нарастании пессимизма у граждан после введения пенсионной реформы, увеличения инфляционных ожиданий населения, угрозы обострения кризисных явлений из-за санкций, опасения введения норм потребления в ЖКХ и усиления тарифной и налоговой нагрузки на домохозяйства. Люди будут более осторожными в своем потреблении, что может существенно ограничить расходы и увеличить сбережения «под подушкой», а это в свою очередь будет означать сокращение меньше стимулов для оживления экономики. Еще одним неприятным фактором может стать обозначенное в прогнозах ЦБ РФ ускорение инфляции до 5,5% в первой половине 2019 года.

В России уже не в первый раз наблюдается рационализация поведения потребителей в подобные периоды, когда население предпочитает закупаться в большем объеме и по меньшей цене, по пятам преследуя распродажи и маркетинговые мероприятия, чтобы сэкономить. В этой связи уровень потребительской уверенности населения в III квартале 2018 года снизился на шесть процентных пунктов по сравнению со II кварталом и составил минус 14%, следует из результатов обследования, проведенного Росстатом.

Последний раз этот показатель снижался в I квартале 2016 года, после чего дважды оставался стабильным и семь кварталов демонстрировал рост. «Снижение индекса потребительской уверенности обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее влияние оказало ухудшение субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России», — говорится в сообщении Росстата.

Так что, наученные горьким опытом, наши граждане, скорее всего, будут готовиться не только к экономичному потреблению, но и к периоду «затягивания поясов», способствуя тем самым продолжению роста такого замечательного и необходимого в повседневной жизни объема свободных денежных средств, иначе ИДС.
_____________
Геннадий Попов,
Аналитик компании,
«ФинИст»