Россияне продолжают тратить больше, чем могут себе позволить

  • -A
  • +A


Рoссиянe продолжают тратить больше, чем могут себе позволить. Это видно не только по объемам продаж крупногабаритного товара, но и по результатам многочисленных опросов, касающихся оценки финансовой ситуации и личного благосостояния. Откуда деньги, Зин? А все проще, чем кажется.

В сегодняшней публикации «Коммерсанта» со ссылкой на данные бюро кредитных историй «Эквифакс» говорится, что в январе-марте 2018 года резко вырос размер среднего чека по кредиту наличными. Это те самые кредитные предложения «быстро и сейчас», на «неотложные нужды», которыми пестрят рекламные проспекты банков. Как правило, размер такого займа сравнительно небольшой, до 150-180 тыс. руб., а ставка выше обычной.

В бюро кредитных историй отмечают, что растет не только количество выданных займов подобного рода, но и их размер. В среднем такой чек составил в первом квартале 141 тыс. руб., и это максимум для России и кредита подобного рода. Что интересно: если в кризисное время россияне активно прибегали к предложениям МФО формата «до зарплаты» под грабительский процент, то теперь оценивают ставку и берут больше в два-три раза.

С одной стороны, вслед за политикой Банка России, понижающего ключевую ставку, розничные банки также сокращают размер кредитной ставки. С другой – отсутствие экономических и политических потрясений в РФ на протяжении последних полутора лет (апрельская встряска рынка не в счет, это локальная и узкая история) расслабила потребителя, который легче расстается с деньгами, хотя зарабатывать за это время он больше не стал.

Здесь очень важна грань здравой оценки собственных сил. Рост спроса на кредиты наличными в банках способен осложнить историю с уровнем закредитованности населения, которое со временем способно перестать трезво оценивать свои финансовые возможности. Для банка это дополнительный риск, как и для заемщика. Что делать? Прежде всего, перестать жить в кредит и приобретать только те товары, покупка которых не загоняет в долговые обязательства хотя бы на бытовом уровне, этот совет касается повседневной техники, гаджетов, туристических путевок и прочего.
___________
Анна Бодрова,
Старший аналитик,
Альпари