В ГНС рассказали о налоговых льготах во время карантина
Oпубликoвaнo: 2020-03-26 12:00:40
Нaлoгoвики пeрeчислили всe виды нaлoгoвыx льгoт, ввeдeнныx нa пeриoд дeйствия кaрaнтинa.
В Гoсудaрствeннoй нaлoгoвoй службe (ГНС) рaсскaзaли o прaвилax примeнeния налоговых льгот в условиях карантина, введенного из-за коронавируса, а также как платить предпринимателям налоги в этот период.
В частности, в ГНС пояснили, на какие штрафные санкции распространяется освобождение от ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.
Так, законом № 533-ІХ внесены изменения в Налоговый кодекс Украины, которые предусматривают освобождение от штрафных санкций за нарушения налогового законодательства, совершенные в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года.
В то же время от штрафных санкций не освобождаются за:
нарушения требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе страхования дополнительной пенсии;
отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;
нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях;
нарушение начисления, декларирования и уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы.
Таким образом, закон не освобождает плательщиков от применения к ним финансовой ответственности контролирующими органами за:
неподачу (несвоевременную подачу) налоговой отчетности по НДС, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по НДС, неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности по акцизному налогу, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по акцизному налогу;
осуществления субъектами хозяйствования операций по реализации горючего или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;
нарушение правил учета, производства и оборота горючего или спирта этилового на акцизных складах, нарушение правил перемещения и/или хранения топлива или спирта этилового, не подтверждение целевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового, биоэтанола, дистиллятов, нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности веществ, которые используются как компоненты моторного топлива, бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей.
нарушения требований другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
С 1 марта по 31 мая 2020 года не будут применяться санкции за нарушения, связанные с электронным администрированием НДС и акцизного налога:
за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных/ расчетов корректировки к налоговым накладным в ЕРНН;
за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) акцизных накладных/ расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных.
Вместе с тем, нарушение требований НКУ относительно регистрации налоговой накладной по НДС/расчету корректировки к ней, избавит контрагента-налогоплательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС.
В ГНС напоминают, что на период карантина введен мораторий на проведение проверок.
Вводится мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта по 31 мая 2020 года, кроме документальных внеплановых проверок.
Действие моратория не распространяется на проверки, завершенные к 17 марта 2020 года включительно. По результатам таких проверок контролирующим органом обеспечивается оформление актов (справок) проверок и отправка (вручение) налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений с соблюдением порядка и сроков, определенных НКУ.
Введение моратория на проведение проверок не лишает налогоплательщиков права подавать возражения к актам проверок, завершенных до введения моратория, и обжаловать принятые по их результатам налоговые уведомления-решения.
В то же время, камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) такого органа или направления на ее проведение.
Согласие плательщика налогов на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.
Таким образом изменения, внесенные Законом № 533, не предусматривают ограничений относительно проведения камеральных проверок. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков за каждый отчетный (налоговый) период.
Введенный Законом № 533 мораторий не распространяется на проведение невыездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС.
Налогоплательщики, имеют право на бюджетное возмещение, получают его в случае согласования контролирующим органом заявленной суммы бюджетного возмещения по результатам камеральной проверки, а в случаях, определенных НКУ, — по результатам документальной проверки.
Если плановые проверки должны были начаться в период с 18 марта по 31 мая согласно плана-графика, но на день вступления в силу Закона № 533 не были начаты, то сроки их проведения должны быть скорректированы путем переноса в план-график на будущие периоды, после окончания моратория.
Обновленный план-график будет обнародован на официальном веб-портале ГНС до 30 марта 2020 года.
Документальные и фактические проверки, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены по состоянию на эту дату, временно останавливаются на период до 31 мая 2020 года.
Территориальным органам рекомендовано отправить налогоплательщикам, проверки которых остановлены в связи с введением моратория, письма-уведомления о таком приостановлении и о возобновлении таких проверок с 1 июня 2020 года.
Что касается подачи налоговых деклараций, то граждане и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 1 июля 2020 года. То есть, последний день подачи декларации — 30 июня 2020 года.
Налоговые обязательства, определенные физическими лицами в таких декларациях, должны быть уплачены до 1 октября 2020 года.
В то же время, физические лица, заявляющие право на налоговую скидку, имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 31 декабря 2020 года.
При этом, не начисляется и не уплачивается за период с 1 марта по 30 апреля 2020 года плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) и за земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц и используемые ими в хозяйственной деятельности.
Налоговые декларации по оплате за землю за 2020 год уже поданы налогоплательщиками. Для уменьшения налоговых обязательств по плате за землю за период с 1 марта по 30 апреля 2020 года плательщики имеют право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой должны отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за соответствующие месяцы.
Таким образом, уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март-апрель 2020 года для юридических лиц и ФОП будет осуществляться исключительно путем подачи налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций.
Освобождение не распространяется на физических лиц — граждан, не субъектов предпринимательской деятельности. Поскольку освобождение касается только участков, которые используются в хозяйственной деятельности.
Кроме того, закон № 533 добавляет в НКУ норму, в соответствии с которой объекты нежилой недвижимости, которые находятся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество в период с 1 марта по 30 апреля 2020 года.
Уменьшение налоговых обязательств по налогу на недвижимое имущество за март-апрель 2020 года будет осуществляться исключительно путем подачи налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций к налоговой декларации за 2020 год.
В 2020 году контролирующие органы начисляют физическим лицам налог на недвижимое имущество за 2019 год.
Поэтому, требования относительно освобождения от налогообложения, предусмотренные Законом № 533, будут учтены при начислении налога физическим лицам в 2021 году за 2020 год.
Относительно освобождения налогоплательщиков от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ: за периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020 года временно освобождаются от начисления, исчисления и уплаты ЕСВ только за себя:
физические лица — предприниматели, в том числе те, которые избрали упрощенную систему налогообложения;
лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, в том числе научную, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, или религиозную деятельность и получают доход от этой деятельности;
члены фермерского хозяйства, если они не относятся к лицам, которые подлежат страхованию на иных основаниях.
При этом, плательщики ЕСВ по собственному усмотрению решают вопрос о применении предусмотренного освобождения от ЕСВ.
Они могут принять решение о начислении, исчислении и уплате ЕСВ за указанные периоды. В таком случае информация об уплаченных суммах отмечается в отчетности о начислении ЕСВ за отчетный период.
Если налогоплательщик уже уплатил взносы за март и апрель 2020 года, до вступления в силу Закона № 533, такие суммы будут зачисляться налоговыми органами (без каких-либо заявлений плательщиков ЕСВ) в счет будущих платежей (при условии отсутствия недоимки, штрафных санкций и/или пени по этому взносу). Исключение составляют случаи самостоятельного определения налогоплательщиком базы начисления ЕСВ за отчетный период в Отчете.
Временно штрафные санкции по ЕСВ не применяются за такие нарушения, совершенные с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года:
несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) единого взноса;
неполная уплата или несвоевременная уплата суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансовых платежей);
несвоевременное представление отчетности.
В течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.
До 1 августа 2020 года перенесено введение в действие норм законодательства относительно внедрения программных регистраторов расчетных операций, как альтернативы классическим РРО.
Также, до 1 августа 2020 года продлена возможность не применять РРО и/ или программные РРО ФОПам второй — четвертой групп независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает лимит в 1 млн грн, кроме тех, которые осуществляют:
реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения.
При этом оказание платных услуг в сфере здравоохранения исключено из указанного перечня. Такие услуги можно будет предоставлять в пределах указанного лимита до 1 января 2021 года.
С 1 января 2021 года до 1 апреля 2021 года продлена возможность не применять РРО и/или программные РРО ФОПам второй — четвертой групп, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1 млн грн, независимо от выбранного вида деятельности, кроме тех, которые осуществляют:
реализацию товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет;
реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту;
реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и оказание платных услуг в сфер здравоохранения;
реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов и камней;
розничную торговлю бывшими в употреблении товарами в магазинах (группа КВЭД 47.79);
деятельность ресторанов, кафе и т. д;
деятельность туристических агентств, туристических операторов;
деятельность гостиниц (группа 55.10 КВЭД);
реализацию текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках), деталей и принадлежностей для автотранспортных средств.
До 1 января 2021 года продлен период, в течение которого санкции, определенные п. 1 ст. 17 Закона Украины от 6 июля 1995 года № 265/95-ВР «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», будут применяться в уменьшенных размерах, а именно:
10% стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) — за нарушение, совершенное впервые;
50% стоимости проданных с нарушениями, установленными этим пунктом, товаров (работ, услуг) — за каждое следующее совершенное нарушение.
Также на 1 января 2021 года перенесено введение процедуры «кэшбек».
Напомним, 17 марта, Верховная Рада Украины одобрила проект закона о поддержке налогоплательщиков на период карантина, введенного из-за распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Ранее парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики поддержал законопроект, которым предлагается отменить ЕСВ для ФЛП, отменить штрафы за нарушение налогового законодательства и отсрочить введение РРО на время карантина в связи с коронавирусом.
Инф. delo.ua
Внимание!!! При перепечатке материалов с E-FINANCE.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал «Финансовые новости E-FINANCE.COM.UA» обязательна.