Большая приватизация – как Фирташ и олигархи Украины мешают продаже украинских компаний | ubr.ua

«Спрут зaпустил щупaльцa вo всe гoспрeдприятия, oт мнoгиx oстaлaсь oднa шкуркa», – глaвa ФГИ

Глaвный пo привaтизaции гoссoбствeннoсти в Укрaинe, рукoвoдитeль Фoндa гoсимущeствa (ФГИ) Дмитрий Сeнничeнкo oстaвляeт дoлжнoсть спустя двa года работы – в конце ноября он подал заявление об отставке, заявив, что «может идти дальше».

Однако даже сейчас, пока Сенниченко остается на посту, дожидаясь голосования парламента по своему увольнению, расслабиться ему не дают споры с крупным бизнесом за управляемые Фондом активы.

В Киеве пытались незаконно приватизировать «ничейную» землю за 4,2 млрд грн, – СБУ

Последние из резонансных событий развернулись вокруг объектов «Большой приватизации» – «Объединенной горно-химической компании» (ОГХК), аукцион по продаже которой назначен на 20 декабря, и «Запорожского титано-магниевого комбината» (ЗТМК), пока, признается Сенниченко, далекого от выставления на продажу. За оба актива Фонд конфликтует с бизнес-группой Дмитрия Фирташа.

Об этом, а также в целом о взаимоотношениях фонда с олигархами, пойдет речь в первой части интервью UBR.ua с Дмитрием Сенниченко (ссылка на вторую часть интервью – в конце материала).

Большая приватизация – как Фирташ и олигархи Украины мешают продаже украинских компаний - фото 2

Глава ФГИ Дмитрий Сенниченко

ОГКХ – между Фирташем и аукционом

В ответ на ваше , что потенциальные инвесторы ОГХК боятся атак бизнес-группы Дмитрия Фирташа, в DF Group , что приватизировать ОГХК нельзя до завершения судебного разбирательства за Селищанское месторождение между входящим в группу Фирташа МГОК и ОГХК: в том числе и потому, что спорный актив будет стоить дешевле. 

Почему эта позиция необоснованная?

Заявление DF Group я расцениваю как попытку воспрепятствовать прозрачной приватизации, напугать инвесторов. Что якобы там есть какие-то проблемы, судебные дела. 

В чем суть вопроса. ОГХК, уже после оценки ее стартовой стоимости, принимала участие в аукционе на «Прозорро» за получение дополнительной лицензии на изучение Селищанского месторождения. Компания Фирташа заняла на тех торгах первое место. Но СБУ направило в Государственную службу геологии и недр Украины (Госгеонедра) письмо с фактами о том, что покупатель был задействован в финансировании терроризма.

Группа Фирташа о приватизации ОГХК: «Это как продать квартиру, за которую судятся супруги»

На основании этой информации Госгеонедра отменила победу МГОК. Вы знаете, что конечный бенефициар находится под санкциями СНБО. Поэтому Госгеонедра отменило результаты конкурса на абсолютно законных основаниях. 

Второй по цене была ОГХК, которая и приобрела эту дополнительную лицензию. Госгеонедрам действительно было запрещено подписывать договор с победителем [ОГХК]. Но потом Госгеонедра выиграли суд [с МГОК] и подписали эту лицензию 5 августа. 

Селищанское месторождение не учитывалось в оценке ОГХК? Повлияло ли это на его стоимость?

Нет, оно не было учтено в стартовой цене. Получение новой лицензии действительно делает ОГХК еще привлекательней для покупателей. Но, подчеркну, эта лицензия – на изучение, не на добычу. 

Никто доподлинно не знает, действительно ли после изучения этого участка там будут найдены запасы полезных ископаемых. Это только возможность осуществить дополнительное изучение месторождения, которое не входит в баланс ОГХК. Изучение может занять от 3 до 5 лет. 

Поэтому эта история никак не влияет ни на сам процесс приватизации, ни на стоимость компании. Расчеты оценщиков были сделаны на основе существующих и будущих денежных потоков, существующих запасов и лицензий, которые уже не являются предметом дискуссий или судебных разбирательств.

Мы повысили прыбыльность ОГХК в 8 раз

Начальная цена ОГХК была 2,1 млрд грн. Но после того, как мы навели там порядок, стартовая цена была утверждена советником в 3,7 млрд грн. Мы увеличили прибыльность ОГХК со 100 млн грн в 2019 году, когда ОГХК управлялась Минэкономики, до 800 млн грн, ожидаемых в этом году. 

Кроме того, лицензия на исследования Селищанского участка была куплена ОГХК примерно за 48-49 млн грн. А минимальный шаг аукциона по приватизации ОГХК – 50 млн грн. То есть уже первый шаг аукциона сразу перекрывает сумму, которая якобы является для ОГХК дополнительной выгодой. 

Поэтому [заявление DF Group] – это очередная попытка, как перед каждой приватизацией, запугать инвесторов, что якобы актив проблемный, что в нем есть судебные дела. 

Потенциальные инвесторы ОГХК боятся Фирташа: просят гарантий от Кабмина, – глава ФГИ

В Group DF , что решение отменить их победу в аукционе за Селищанское месторождение принималось при «лоббистской поддержке ФГИ». Там также заявляли, что изначально письмо в Госгеонедра с жалобой на МГОК направила ОГХК. Соответствует ли это действительности?

Смешное заявление. Что такое «лоббистская поддержка Фонда»? ФГИ получил в управление компанию и осуществляет над ней эффективное управление, действует в целях защиты интересов государства. 

Касательно письма: ОГХК и Фонд не могли быть его инициаторами. Его инициировала СБУ на основании информации об участии победителя в финансировании терроризма и в соответствии с санкциями СНБО. 

В Group DF заявляли, что будут судиться за Селищанское месторождение с ОГХК. Идут ли сейчас судебные разбирательства?

У нас такой информации нет. Я думаю, что это просто намерения и «пугалки». Даже если они будут судиться, какие у них есть основания для победы? Госгеонедра приняло решение на законном основании, на основании письма СБУ.  

Фонд подал в Кабмин проект изменений в условия приватизации ОГХК. Согласно ему правительство возьмет на себя дополнительные гарантии перед инвестором. Что это за гарантии?

Много потенциальных участников аукциона подтвердили советнику по приватизации, компании BDO, что ОГХК является интересным активом.

Но инвесторы хотят от государства гарантий, что вместе с ОГХК продается только то, что заявлено к продаже. И что если после покупки актива появятся какие-то проблемы, которые не были известны инвестору, то государство берет на себя обязательства с ними бороться и их локализовать.

Гарантии, проект которых мы сформировали на основе обращений инвесторов, называются Reps and warranties and indemnities (заверения, гарантии и возмещение, – прим. ред.). Они касаются возможных доначислений налогов и сборов, или наличия лицензии – легитимно ли она выдана.

Скандальная приватизация Большевика: АМКУ нашел несоответствие в заявлении победителя на покупку акций

Государство же может это подтвердить? Ведь актив был всегда в его собственности. До 2019 года, когда по решению правительства ОГХК передали в Фонд, много лет этим активом управляло Министерство экономики. 

Такой тип гарантий – нормальная практика на рынке соглашений M&A (от англ. mergers and acquisitions, то есть слияний и поглощений – прим. ред.). Также они используются в тех случаях, когда государство действительно хочет привлечь стратегических инвесторов. Потому что инвестировать $150-250 млн в актив – это и есть инвестиции в украинскую экономику. 

Предполагает ли проект гарантий, что государство вернет средства инвестору за купленный актив в случае, если, например, та же DF Group подаст иск к инвестору ОГХК за Селищанское месторождение?

Проектом постановления предусмотрено, что если вступит в законную силу решение суда, согласно которому в предыдущие периоды государством были допущены какие-то неправомерные действия, указана неправдивая информация об активе, то государство эту ответственность берет на себя и обязуется компенсировать убытки или недополученную прибыль инвестору.

Китайские инвесторы «Мотор Сичи» подали в суд на Украину и требуют возместить $4,5 млрд

Конечно, эти гарантии не могут превышать стоимость актива, что предусмотрено проектом распоряжения. В нем все сформулировано таким же образом, как в решении одного из предыдущих правительств по приватизации «Центрэнерго». 

Примет ли КМУ предложенный вами проект гарантий? 

Минэкономики внесло проект на рассмотрение правительства. Проект был направлен на проработку в Минфин и Минюст. Пока информации о том, будет ли оно принято, еще нет. Надеемся, что его примут на следующем заседании правительства в среду, 8 декабря.

Только инвесторы решают, является ли принятие проекта о гарантиях абсолютно необходимым для них условием

Вы отмечали, что проект необходимо принять до истечения срока подачи заявок на участие в аукционе, то есть до 9 декабря. Успеют ли инвесторы подать заявки, если КМУ примет проект гарантий 8 декабря?

По информации советника по приватизации, компании абсолютно готовы. Изучение актива завершено, сформированы пакеты документов, которые нужно подать, готовы средства, которые нужно заплатить в качестве депозита для участия. 

Но только инвесторы решают, является ли принятие проекта о гарантиях абсолютно необходимым для них условием, или просто дополнительным мотиватором. 

Большая приватизация – как Фирташ и олигархи Украины мешают продаже украинских компаний - фото 3

ЗТМК – как после Второй мировой. Когда продадут

30 ноября Центральный апелляционный суд расторг договор о создании ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат» (ЗТМК) между ФГИ и входящей в DF Group компанией Tolexis Trading. В Фонде указали, что решение вернуло ЗТМК в собственность государства, у Фирташа заявили, что будут оспаривать решение в Верховном суде. 

Насколько я понимаю, спор заключается в том, инвестировала ли Tolexis Trading $110 млн в модернизацию завода, как обязалась при покупке 49% его акций. Суд согласился с тем, что этого не произошло. В DF Group говорят, что инвестиции были. Как проверить, кто прав?

Можно прочитать решение суда, документы, которые изучались органами следствия, САП и НАБУ. 

Были ли какие-то конкретные обязательства по модернизации ЗТМК, которые не выполнила DF Group? Например, они не закупили определенное оборудование?

Как глава Фонда, я не могу детально обсуждать, какой конкретно станок они не купили. Эти детали изучает следствие, это не дело ФГИ. Но в 2021 году мы видим, что модернизация, которая была предусмотрена этими инвестициями, не была проведена.

Суд вернул государству Запорожский титано-магниевый комбинат: Фирташ решил оспорить решение

Можно ли сказать, что из-за того, что DF Group не проинвестировала эти средства, ЗТМК пришло в запустение?

Объективно состояние этого предприятия, как после Второй мировой войны. 

В этом году мы за счет внутренних ресурсов ЗТМК начали его модернизацию, чтобы достичь большей энергоэффективности. Там уже установлено несколько японских электролизеров, которые на 30% снизили потребление электричества на единицу продукции. 

В этом и была цель привлечения инвестора – предприятию, построенному в советское время, требуется модернизация. Инвестор сказал: дайте мне долю, я инвестирую в его модернизацию. Он этого не сделал. Почему – определяет суд. Бывают разные обстоятельства: кризис, Надра Банк упал. Но факт является фактом.

Я не футуролог, а системный менеджер

Сколько нужно времени, чтобы вывести ЗТМК на приватизацию? Как бы вы оценили стоимость предприятия?

Эти вопросы задавать преждевременно, а давать на них ответы – безответственно. Я не футуролог, а системный менеджер. 

По опыту могу сказать, что вся процедура, от решения правительства передать предприятие в ФГИ и до аукциона, в среднем занимает 9-12 месяцев, если в предприятии нет кардинальных проблем.

МИД призвал кувейтских инвесторов «вливать» деньги в Украину

Во-первых, нужно через конкурс привлечь советника по приватизации, чью победу должен утвердить Кабмин – на это уходит пара месяцев. Потом советник начинает работу, проводит комплексные аудиты: , технические, финансовые, налоговые, изучает, что можно улучшить, какие суды нужно выиграть. Это занимает от 4 до 6 месяцев.

По ЗТМК мы находимся даже не на нулевом, а на минус первом этапе

Затем советник формирует приватизационные условия и стартовые цены. Для их обсуждения и утверждения собирается межведомственная комиссия, в которую входит Минэкономики, Минфин, СБУ, ГБР, профсоюзы. Их решение снова подается на утверждение правительству, что, исходя из опыта, занимает не менее двух месяцев. 

Потом, когда уже утверждена стартовая цена и приватизационные условия, начинается период экспозиции – предложение идет на рынок, компании изучают актив. Согласно закону о «Большой приватизации», на это отведено еще два месяца, хотя этого не совсем достаточно для изучения и принятия решения по большим активам. 

По ЗТМК мы получили решение суда, но нужны следующие шаги. Мы находимся даже не на нулевом, а на минус первом этапе.

Но можно сравнить состояние ЗТМК с другими, уже проданными активами, и на основании этого вывести примерные сроки приватизации?

Все предприятия проблемные. Коррупционный спрут запустил свои щупальца во все из них. Из некоторых выпили уже всю кровь, съели сердце и печень, осталась только шкурка, которую и приватизировать нельзя – можно только похоронить. 

Отчасти наша деятельность состоит в такой себе похоронной работе

На сегодняшний день в перечне предприятий, которые решением правительства нам передали на приватизацию, есть те, которые вообще не могут быть приватизированы. 180 ГП находятся в состоянии ареста, 167 – в процедуре ликвидации, 49 – банкротства. А 97 не имеют руководителя, мы подали заявления в полицию, чтобы их найти. У 18 долгов больше, чем стоимость актива. 

Отставка Сенниченко не связана с приватизацией «Большевика»: у Зеленского нет претензий к ФГИ

Поэтому отчасти наша деятельность состоит в такой себе похоронной работе: ликвидации, закрытии и так далее. Но средней температуры по палате нет – могу только сказать, что если компания среднепроблемная, то подготовка к «Большой приватизации» занимает около года. 

Олигархи и приватизация

Почему у Фонда так часто возникают конфликты именно с группой Дмитрия Фирташа? Помимо ЗТМК и ОГХК, был еще спор за Одесский припортовый завод (ОПЗ). 

У нас равноудаленное и одинаковое отношение ко всем случаям несправедливости, которые возникают с государственными компаниями под управлением ФГИ. Мы не воюем против кого-то, мы воюем за государственные интересы – связаны ли они с ОПЗ, «Центрэнерго», «Укртелекомом», или любым другим предприятием.

Можно ли сказать, что олигархи в целом мешают приватизационной кампании?

Да, мешают. Но дело не в том, олигархи это, просто большой или даже средний бизнес – так сложилась государственная система. Почти все государственные активы опутаны коррупционным спрутом, разными бизнес-группами. 

Сначала, когда у нас была приватизация в 90-х годах, они что-то покупали, но потом решили – зачем платить деньги государству, если можно просто устанавливать над активами контроль, назначать директоров в госпредприятия и вымывать деньги через закупки, через фирмы-прокладки. Но при этом не инвестировать – приватизировать прибыль и национализировать убытки.

Бизнес-группы очень тяжело мирятся с тем, что сейчас теряют контроль над госпредприятиями

Тот же ЗТМК накопил долг перед государственной облэнерго 1,4 млрд грн за электроэнергию. А произведенная с использованием этой э/э продукция потом куда-то продавалась с прибылью. 

Абсолютно естественно, что бизнес-группы очень тяжело мирятся с тем, что сейчас теряют контроль над госпредприятиями.

Добавить комментарий